Игра в угадайку, или "Беда в благородном доме".

До недавних пор с опалами все было просто. Популярность благородного опала никогда не падала до нуля, но популярность опалов "вообще" на долгое время сильно снизилась стараниями австралийцев, и начала возрождаться лишь в последнее время с ростом постоянного поступления камней из Африки.

Тем не менее до сего момента с опалами все было ясно. Что опал на самом деле, что лишь по названию (в геммологическом смысле) - определиться было легко и спутать невозможно.. Любые методы облагораживания или имитирования опалов гарантированно идентифицировались и выводили эти "опалы" из "благородной" категории.
Как, к примеру, подавляющее большинство австралийских опалов, по сути не являющиеся не только благородными, но и опалами вообще.

Но... Все что стоит дорого, всегда приносит искушение.. Иногда  - искушение купить.. А иногда....

Если есть желание - попробуйте угадать, что общего между 2-мя камнями на изображении. Заранее "отнимаю" лавры узнавших в камнях опалы, это действительно опалы. Долго не гадайте, верный ответ все равно угадан не будет!






Верный ответ на самом деле прост и – не ожиданен!

Оба опала первоначально выглядели абсолютно одинаково, то есть были невзрачными белыми, с очень слабой опалесценцией, то есть - совершенно неинтересными камнями.

Верхнему камню "помогли" стать очень дорогим "благородным черным опалом". Причем способ помощи этой настолько прост и в данной отрасли "технологий" неожиданен, что буквально "загоняет" глаза на лоб. Очень доступный способ даже в домашних условиях.

"Черный" опал - копченый. В прямом смысле слова. Его закоптили в обычной коптилке (огневая камера снизу, дымовая камера сверху, источник дыма...) В результате опал, материал очень высокопористый, абсорбировал насыщающие дым мельчайшие частички углерода.

Вот на этом изображении, под микроскопом, хорошо заметны крупные инородные тела в этом "черном" опале, являющиеся ничем иным как микрочастицами сажи, оказавшимися достаточно мелкими, чтобы проникнуть с дымом внутрь камня, и достаточно крупными, чтобы их можно было разглядеть с помощью оптики.




Но если "нано" сажа проникает внутрь во все поровое пространство, и меняет цвет тела опала, то "микро" сажа - только в достаточно крупные трещины и полости, и частично даже застревает в трещинах на поверхности, что хорошо видно тут:



Такие вот, с позволения сказать, "благородные черные опалы" были обнаружены в продаже в уходящем 2011 году! Опалы из небольшого месторождения Вело (или Волло) в Эфиопии, известное тем, что в основной массе материал там сильно обводненный, нестабильный, очень светлый и совершенно не интересный, но иногда попадаются отличные экземпляры шоколадных опалов:



Эти темные "шоколадные" опалы редки, дороги и в принципе - хорошо известны и популярны. В Африке их находят более или менее регулярно в той же Эфиопии, недалеко от местечка Шева. Теперь их (со стоимостью от $500 за карат и выше) в продаже стало значительно больше..


Вот он , красавец  - "благородный копченый черный" опал из Вело.

Как говорится, все новое это хорошо забытое старое.. Вот этот опал, родом из Мексики, был сфотографирован и изучен одновременно с опалами из Вело, но он хранился в коллекции с середины 80-х годов. Догадайтесь с одного раза, что показало тестирование!



Уже в процессе изучения этих опалов, и изучения самого процесса копчения "опалов" обнаружилось, что кратковременное  копчение приводит к легкому окрашиванию тела опалов в желтый или светло-коричневый оттенок, и они уже очень напоминают Веген-Теновские опалы.


На изображении под микроскопом, в проходящем фоновом свете, заметны зоны с повышенной концентрацией "коптильного агента" углерода в трещинах, царапинах и пустотах.

Проблема же в том, что стандартными геммологическими тестами идентифицировать "копченость" благородного опала почти невозможно. Необходима рамановская спектрометрия. На спектре очень четко выявляется линия углерода (пик на 1150 см-1).

Опытным путем определилось, что химическая стойкость копченых опалов не чуть не хуже чем у обычных, эффект окрашивания - перманентен. Камни прекрасно переполировываются, не  теряя своей "черной благородности". Не теряется и очень усилившийся благодаря изменившейся оптике камней эффект опализации.

А пока можно только предполагать, сколько дорогих копченых благородных черных опалов и недорогих копченых желтых ждут своего часа в магазинах и на рынках.

Немыслимо оснастить все гемлабы мира рамановскими спектрометрами! Что дальше – неизвестно.. Доктор Вильямс, проведший это исследование, предоставил все подтверждения в GIA и получил грант от GIA на продолжение работы. Остается надеяться, что он найдет более легкий способ борьбы с таким вот мошенничеством.

Опалы из Вело вообще оказались очень интересны "помощникам природы в доделке ее несделанной работы"..

Вот еще камушек, тоже из Вело. Как и в предыдущем случае его создатели неизвестны:




На партию таких опалов обратил внимание Натан Ренфро из Карлсбадской лаборатории GIA.

Этот опал окрашен в пурпурный цвет, краситель и методы обработки - неизвестны. Есть только короткое сообщение об этом, а серьезное исследовани
я впереди.

Вот так выглядит этот опал по
д 50-кратным увеличением. Видна повышенная концентрация красителя в царапинах, трещинах и пустотах.



Пока же только можно сказать, что такой пурпурный цвет тела для природных благородных опалов НЕИЗВЕСТЕН! И любое предложение такого цвета можно априори считать подделкой.

А между тем и синтетические опалы вовсе не новость в "благородном доме"!

В 1964 году появились в продаже так называемые "камни Слокума", созданные Джоном Слокумом из Мичигана (США) и представляющие собой великолепные стеклянные имитации опала. Безводное силикатное стекло, изготовленное Дж. Слокумом в результате длительных экспериментов, построено из очень тонких параллельных слоев одинаковой толщины, сложенных аморфным стеклом. Такая "конструкция" стекла обусловливает дифракцию и разложение света, т.е. иризацию, внешне очень похожую на опалесценцию; однако под микроскопом хорошо видно, что цветные иризирующие пятна в "камнях Слокума" носят совершенно иной характер, чем в природных опалах. Плотность стекла Слокума несколько выше, чем у натурального опала (2,4—2,5 против максимум 2,2), показатель преломления — тоже (1,49—1,52 против 1,44—1,46); зато твердость — такая же (6+0,5). Материал легко режется и хорошо принимает полировку, но для него характерна высокая пористость и большая хрупкость.

Успешное решение проблемы синтеза благородных опалов было найдено в начале 70-х годов и реализовано в коммерческих масштабах фирмой Пьера Жильсона (Па-де-Кале, Франция), специализирующейся на производстве керамических материалов. В 1972 году П.Жильсоном были изготовлены первые искусственные опалы на кремнеземной связке, как белые, так и черные, по своим оптическим свойствам очень близкие к природным; в 1974 году они появились на рынке. Отличить опалы Жильсона от природных по внешнему виду, особенно в кабошонах, вставленных в ювелирные изделия, практически невозможно; правда, многие из них слегка пористы и потому часто липнут к языку, чего с натуральными опалами не случается. Плотность (2,03— 2,05) и показатель преломления (1,44) у них почти такие же, как у природных опалов. 

Главное отличие этих синтетических опалов от природных состоит, как и в случае с "камнями Слокума", в ином строении цветных пятен. У природных опалов они совершенно плоские с шелковистым блеском, и в них обычно видны параллельные полосы, тогда как у опалов Жильсона иризирующие пятна окружены либо морщинистым швом (похожим на зарубцевавшийся шрам), либо участками, поверхность которых напоминает шкурку ящерицы. Эти характерные черты строения поверхности опалов Жильсона можно различить уже под лупой, а тем более — под микроскопом. В поперечном разрезе они имеют, в отличие от природных опалов, столбчатое, волокнистое строение. Кроме того, твердость этих опалов — всего 4,5, т.е. заметно ниже, чем природных (5,5—6,5). Под электронным микроскопом видно, что упаковка сферических телец кремнезема в синтетических опалах — иная, чем в природных.


Опалы Жильсона в сырье и изображение типичной синтетической "змеиной кожи" под 10-кратным увеличением.


Опалы Жильсона, готовая продукция.

В России также синтезируют великолепные искусственные благородные опалы, по свидетельству экспертов  - трудно  отличимые, особенно в обработанном виде и в ювелирных изделиях, от лучших сортов натуральных камней (метод их получения разработан в Новосибирске).

  © www.gems4u.ru
  © Mark Vishnevetsky